В январе 1864 года 22-летний Ибрагим (Ибрай) Алтынсарин по поручению Оренбургского областного правления открыл первую народную школу в городе Тургае, носившем тогда название Оренбургского укрепления. Не было ничего – ни средств, ни учебников, ни даже школьного помещения. Со стороны Ибрая это был настоящий подвиг: ездить по аулам, разъяснять, искать спонсорскую помощь. Даже того самого поручения областного правления он добился сам. Это была его идея, его замысел.
Зажиточные казахи на первых порах не хотели отдавать своих детей учиться. Они видели в образовании отрыв от корней, боялись, что дети забудут традиции отцов, культуру. Но именно благодаря поддержке некоторых состоятельных степняков, мысливших прогрессивно, школа состоялась, а их дети и стали первыми учениками. На средства меценатов он приступил к строительству школьного помещения, которое в 8 января 1864 году торжественно было открыто. На учебу записалось 16 мальчиков. При школе был создан интернат. «8 января совершилось давно ожидаемое мною открытие школы, и поступили в нее 14 киргизских мальчиков, мальчиков славных, мыслящих. К крайнему моему удовольствию, мальчики эти в течение каких-нибудь трех месяцев выучились читать и даже писать по-русски и по-татарски. Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще и на их нравственность», – писал тогда Ибрай. История сохранила имена этих первых учеников: Курганбек и Абдибек Беремжановы, Коныр-Кулжа Букеев, Нургали Абдулфеизов, Нурмухамед Токин, Бикабыл Ташпенев, Накаши Серкебаев, Ержан Талтанов, Баймухамед Салкынбаев, Ярмухамед Джангожин, Омар Бектимисов, Ибрагим Ташенев, Кылышбай Суюнов. Ибрай Алтынсарин посвящает себя обучению детей грамоте, открывает школы для казахских ребятишек, детей русских переселенцев, школу для девочек. В этих школах дети обучались русскому и казахскому языкам, математике, географии, истории и другим наукам. В числе заслуг просветителя помимо собственного литературного творчества – составление хрестоматий на родном языке, которые назывались «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» и «Киргизская хрестоматия» (1879 г.). В этих книгах использовался новый казахский алфавит, созданный на основе русской графики. Во вступительной статье к «Киргизской хрестоматии» Алтынсарин писал: «...Книг общеобразовательного содержания почти не имеется ни на одном из азиатских языков, мы вынуждены искать подобные руководства на ближайшем русском языке. Вследствие чего мы сочли за более удобное напечатать настоящую хрестоматию русскими буквами, чтобы она прямо соответствовала своей цели, то есть служила непосредственным путеводителем к более учёным и общеполезным книгам, не противореча последним ни своим содержанием, ни алфавитом». Его стремление учить казахских детей таким образом, чтобы они могли быть полезными своему народу и приобщиться к достижениям земледелия, промышленности, встретили сопротивление с двух сторон. Царская администрация была заинтересована в подготовке нижнего звена чиновников из местного населения, способных вести делопроизводство на русском языке, быть писарями, переводчиками, воспитанными в духе приспособленности к колониальной политике царизма. Поэтому она внешне не противодействовала инициативе Алтынсарина по обучению детей казахов русскому языку, но никакой поддержки идее широкого образования не оказывала. Начав свою просветительско-педагогическую деятельность, Алтынсарин часто выезжает в аулы, разъясняет местному населению значение и цели, пользу светского образования, организует сбор средств для строительства школ. При нём открылись русско-казахские школы в Тургае, в казачьем городке Илецкая защита, Иргизе, Актюбинске. Он добивается открытия первой женской школы. В 1888 году в Иргизе была открыта первая школа для казахских девочек, позднее женские училища с интернатом – в Тургае, Кустанае, Карабутаке и в Актобе.
Зажиточные казахи на первых порах не хотели отдавать своих детей учиться. Они видели в образовании отрыв от корней, боялись, что дети забудут традиции отцов, культуру. Но именно благодаря поддержке некоторых состоятельных степняков, мысливших прогрессивно, школа состоялась, а их дети и стали первыми учениками. На средства меценатов он приступил к строительству школьного помещения, которое в 8 января 1864 году торжественно было открыто. На учебу записалось 16 мальчиков. При школе был создан интернат. «8 января совершилось давно ожидаемое мною открытие школы, и поступили в нее 14 киргизских мальчиков, мальчиков славных, мыслящих. К крайнему моему удовольствию, мальчики эти в течение каких-нибудь трех месяцев выучились читать и даже писать по-русски и по-татарски. Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще и на их нравственность», – писал тогда Ибрай. История сохранила имена этих первых учеников: Курганбек и Абдибек Беремжановы, Коныр-Кулжа Букеев, Нургали Абдулфеизов, Нурмухамед Токин, Бикабыл Ташпенев, Накаши Серкебаев, Ержан Талтанов, Баймухамед Салкынбаев, Ярмухамед Джангожин, Омар Бектимисов, Ибрагим Ташенев, Кылышбай Суюнов. Ибрай Алтынсарин посвящает себя обучению детей грамоте, открывает школы для казахских ребятишек, детей русских переселенцев, школу для девочек. В этих школах дети обучались русскому и казахскому языкам, математике, географии, истории и другим наукам. В числе заслуг просветителя помимо собственного литературного творчества – составление хрестоматий на родном языке, которые назывались «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» и «Киргизская хрестоматия» (1879 г.). В этих книгах использовался новый казахский алфавит, созданный на основе русской графики. Во вступительной статье к «Киргизской хрестоматии» Алтынсарин писал: «...Книг общеобразовательного содержания почти не имеется ни на одном из азиатских языков, мы вынуждены искать подобные руководства на ближайшем русском языке. Вследствие чего мы сочли за более удобное напечатать настоящую хрестоматию русскими буквами, чтобы она прямо соответствовала своей цели, то есть служила непосредственным путеводителем к более учёным и общеполезным книгам, не противореча последним ни своим содержанием, ни алфавитом». Его стремление учить казахских детей таким образом, чтобы они могли быть полезными своему народу и приобщиться к достижениям земледелия, промышленности, встретили сопротивление с двух сторон. Царская администрация была заинтересована в подготовке нижнего звена чиновников из местного населения, способных вести делопроизводство на русском языке, быть писарями, переводчиками, воспитанными в духе приспособленности к колониальной политике царизма. Поэтому она внешне не противодействовала инициативе Алтынсарина по обучению детей казахов русскому языку, но никакой поддержки идее широкого образования не оказывала. Начав свою просветительско-педагогическую деятельность, Алтынсарин часто выезжает в аулы, разъясняет местному населению значение и цели, пользу светского образования, организует сбор средств для строительства школ. При нём открылись русско-казахские школы в Тургае, в казачьем городке Илецкая защита, Иргизе, Актюбинске. Он добивается открытия первой женской школы. В 1888 году в Иргизе была открыта первая школа для казахских девочек, позднее женские училища с интернатом – в Тургае, Кустанае, Карабутаке и в Актобе.
Ыбырай – не только педагог-просветитель, теоретик-этнограф, историк, экономист, но и чиновник, вынужденный отстаивать свои начинания и улаживать дела вопреки противодействиям, интригам, клевете. На пустом месте, с нуля он организовал учебные заведения, подобрал кадры, оснастил и снабдил школы всем необходимым. Брал на себя заботы о детях, мелочах быта, финансовую отчётность и т. д. По его инициативе было открыто 7 начальных школ, 4 двухклассных училища для детей-казахов, в том числе первые школы для казашек с преподаванием в них предметов на родном и русском языках. В 1883 году в Орске была открыта казахская учительская семинария. На посту инспектора по народному образованию в Тургайском уезде он проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным писателем-просветителем и крупным общественным деятелем. Он разработал систему общеобразовательного обучения и подготовки педагогов, адаптированную для казахских аулов.
Кроме школ, Алтынсарин организовал открытие ремесленных школ, где можно было обучаться профессиям – слесарное дело, мыловаренное дело, маслобойное дело и кожевенное дело. Все эти школы организовывались на общественных началах, на пожертвования местного населения. В постоянной заботе о своём народе, о его просвещении он ездил по аулам на телеге по степному бездорожью и в холод, и в зной, что отразилось на его здоровье. В 1889 году в возрасте 48 лет великий просветитель казахского народа ушёл из жизни. Первый педагог казахской степи мечтал видеть свой народ свободным и образованным. И это сбылось во многом благодаря его титанической работе.
View the embedded image gallery online at:
https://muzei-torgai.kz/ru/novosti/1089-8-a-tar-ybyraj-altynsarinni-tor-aj-dalasyna-kelip-e-al-ash-aza-balalaryna-mektep-ash-an-k-ni-2.html#sigFreeId85770bb100
https://muzei-torgai.kz/ru/novosti/1089-8-a-tar-ybyraj-altynsarinni-tor-aj-dalasyna-kelip-e-al-ash-aza-balalaryna-mektep-ash-an-k-ni-2.html#sigFreeId85770bb100