Ровно 86 лет назад, 8 декабря, был расстрелян учитель нации Ахмет Байтурсынов.
Согласно историческим данным, первое решение громкой тройки о расстреле ученого было принято 4 апреля 1930 года. Позже это решение неоднократно менялось, и даже заступалась за Ахмета Байтурсынова сама русская интеллигенция. Таким образом, он сможет служить казахским интересам до 1937 года, хотя и жил в невыносимых условиях изгнаний. Последний раз был арестован 8 октября 1937 года и приговорен к расстрелу 8 декабря.
АХМЕТ БАЙТУРСЫНОВ - (05.09.1872 год, ныне село Сарытубек Жангельдинского района Костанайской области - 08.12.1937, г. Алматы) —казахский поэт, ученый-литературовед, тюрколог, публицист, педагог, переводчик, общественный, государственный деятель, ученый-основатель казахского языкознания и литературоведения, реформатор национального письма, просветитель, член Алаш ордынской власти. Дед Шошак получил благословение от аксакалов села, когда его внук родился, и назвал его Ахмет. Брат отца [Ерғазы] отдает Ахмета в 2-х классную русско-казахскую школу в Торгае. Он в 1891 году окончил и поступил в 4-летнюю школу в Оренбурге. В 1895-1909 гг. работал преподавателем в русско-казахских школах Актюбинского, Костанайского,Каркаралинского уездов, заведующим Каркаралинским городским училищем. Вступление Байтурсынова на путь политической деятельности приходится на 1905 год. В 1905 году был одним из авторов Каркаралинской петиции (заявления), написанной на Кояндинской ярмарке и подписанной 14500 человек. В Каркаралинской петиции были подняты вопросы внесения изменений в дела местного управления, суда, народного образования в соответствии с интересами казахской страны, свободы совести, вероисповедания, разрешения на выпуск газет и открытие типографии без цензуры, замены законным в интересах казахской страны. Там требовалось категорически прекратить переселение русских крестьян в казахские степи. Байтурсынов, который с того периода находился под жандармским контролем, был арестован 1 июля 1909 г по приказу губернатора Тройницкого и закрыт в Семипалатинскую тюрьму. Особый совет МВД России 19 февраля 1910 г. принял решение о депортации Байтурсынова за пределы казахских областей. Согласно этому решению Байтурсынович прибыл в Оренбург 9 марта 1910 года и проживал там до конца 1917 года. Он жил в этом городе с 1913 по 1918 год вместе со своими ближайшими верными друзьями А. Бокейхановым, М. Дулатовым, он издал первую общенациональную газету «Қазақ». Жизнь и деятельность Байтурсынова в Оренбурге находились под жестким жандармским контролем российского правительства. Он вышел из тюрьмы из-за необоснованной клеветы на "Казах". Байтурсынов был в составе небольшой группы, подготовившей программу партии Алаш. 2-й Всеказахский съезд, утвердивший состав Алаш-Орды, создал учебно-просветительскую комиссию и утвердил ее председателем Байтурсынова. До марта 1919 г. был членом Тургайского областного отдела правительства Алашорды. В марте 1919 г. Байтурсынов от имени правительства Алашорды отправился в Москву на переговоры с Советским правительством, в июле этого года был назначен заместителем председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР и Казахского военно-революционного комитета. Под влиянием Байтурсынова в апреле были объявлены помилования Советского правительства руководителям и членам Алашорды. Байтурсынов считал, что в этот исторический период «лучше, чем сидеть на пороге царей, умирать на пороге социалистов» (архив КНБ РК, дело 78754, п. 6, п. 44). В 1920 г. направил В. И. Ленину письмо с резкой критикой первого шага его правительства в деле управления Казахстаном. В качестве члена казревкома активно участвовал в формировании границ Казахстана с Россией. Всероссийской ЦКК в 1919 г. Политический протест Байтурсынова против решения о присоединении уезда к Челябинской области 27 августа стал основанием для возвращения Костанайского уезда в состав Казахстана. Он вошел в состав правительства Казахской АССР, созданного в августе 1920 г., в 1920-1921 гг. занимал должность народного комиссара просвещения Казахской АССР. В 1922 г. работал председателем Академического центра при краевом Наркомате, в 1922-1925 гг.-научно-литературной комиссии Народного комиссариата просвещения, общества изучения казахского края. 1921-1925 гг. В Оренбурге, 1926-1928 гг. Преподавал казахский язык и литературу, историю культуры в Ташкентских казахских институтах народного образования. 1928 г. Казахский государственный пед. в связи с открытием института перешел на должность профессора. 2 июня 1929 г. вместе с 43 деятелями движения Алаш он был схвачен в Алма-Ате и отправлен в Бутырский Абакан в Москве для расследования к концу этого года. В соответствии с решением «тройки» ОГПУ при Совете Народных Комиссаров СССР от 4 апреля 1930 г. Байтурсынова приговорили к расстрелу. Это решение претерпело несколько изменений: в 1931 году в январе было решено перевести в концлагерь на 10 лет, а в ноябре 1932 г. сослать в Архангельск на 3 года. В 1933 году, в связи с ухудшением здоровья, оставшийся срок разрешается проводить с семьей (женой и дочерью), находящейся в изгнании в Западной Сибири. В 1934 г с помощью супруги Горького Е. П. Пешковой Байтурсынов с семьей был досрочно освобожден и вернулся в Алма-Ату.. 8 августа 1937 года был снова арестован и расстрелян два месяца спустя, 8 декабря. Первая книга Байтурсынова – «сорок примеров», ставшая родным началом целого поколения, вышла в 1909 году. В этой работе он загадал и намекнул на насилие российских колонистов, на состояние страны. Стихи поэта с его гражданскими мечтами и замыслами были опубликованы в отдельной книге под названием «Комар» (1911). Байтурсынов перевел на казахский язык стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. Вольтера, С. Я. Надсона. Поэт, обеспокоенный перспективой судьбы страны, многогранным делом, мудрой политикой стал духовным лидером казахской молодежи. Он осознал индивидуальность стихов Абая, «меньше слов, больше смысла, больше глубины», критичность. Научные высказывания Байтурсынова о поэтическом мастерстве Абая, отношении к поэзии получили продолжение в казахской литературоведческой науке. Его исследование "литературоведение" (1926)-первый фундаментальный научно-теоретический труд на казахском языке. Он сгруппировал и классифицировал все жанровые формы казахской литературы. Например,в качестве примера к научно-теоретическому труду были использованы произведения искусства слова, произведения, устной литературы, толгау и др., имеющие самое образное, содержательное и содержательное значение казахской литературы. Используя лучшие образцы мировой науки, написанные об искусстве слова, он создал множество национальных образцов понятий, терминов, категорий в литературоведении. Например, указание, сравнение, замена, притворство, преувеличение, замена, шендование, разгон, развязка, заикание и т. д. «литературоведение» - это природа поэтического таланта. психология, вдохновение стихии были даны научные выводы. Провел всестороннее исследование стихотворения, дал определение понятиям строфа, пункт, Банак, слог, сонас и др. Байтурсынович на научной основе перечислил этапы развития казахской литературы. "Литературоведение" -научно-исследовательское исследование, всесторонне раскрывающее и анализирующее природу сан-секторальной литературы. Байтурсынов "литературоведом " заложил основы казахской литературоведческой науки. Он также является ученым-исследователем, собравшим наследие истории литературы, образцы устной литературы. Он издал сборник «23 траура» (1926), охватывающий четыреста лет казахской истории (1923). С большой симпатией к народному наследию А. Байтурсынович отметил, что» если язык в устах страны не будет взят за основу литературного языка, он потеряется". Газета «Қазақ», организованная байтурсыновичем и ставшая главным редактором, привела к сильному движению общественной мысли, потрясению духовного сознания. Газета "Қазақ" стала крупным явлением, освежившим дух народа. Он-реформатор, создавший национальный алфавит и предложивший новую модель в истории казахской науки. Алфавит Байтурсынова был создан на основе арабского письма, адаптированного к природе казахского языка. На первом съезде казахских знатоков (Оренбург, 1924), курултае (Баку, 1926) он выступил с научным докладом, который убедительно доказал необходимость, ценность алфавита в арабском письме. «Учебное пособие " Байтурсынова (1912) - один из первых алфавитов, написанных на казахском языке. Этот алфавит редактировался с точки зрения новых методов обучения и несколько раз переиздавался до 1925 года. "Учебное пособие" по-прежнему ценится как важный учебник с точки зрения современной методологии. Байтурсынов позаботился о сохранении чистоты казахского языка. В написанной им "автобиографии" (1929):«...Приехав в Оренбург, я, прежде всего, занялся изучением звуковой системы и грамматического строя казахского языка; затем я работал над упорядочением и упрощением казахского алфавита и правописания, в-третьих, пытался избавить казахский письменный язык от ненужных слов, пришедших из чужих языков, очистить синтаксическое построение от чужого влияния других языков; в-четвертых, занимался формированием научных терминов, чтобы избавить казахскую прозу от искусственного книжного характера и приобщить ее к практике народной речи». Байтурсынов написал первые учебники, в которых казахский язык преподается как предмет в целях компенсации нужд казахских школ. Раздел его учебника «язык – инструмент», состоящий из трех частей, посвященный фонетике, был опубликован в 1915 году, раздел "морфология" - в 1914 году, раздел "синтаксис" - в 1916 году. "Тіл-Құрмет" - первый учебник казахского языка. Учебник стал основой современных учебников казахского языка. Он сформировал первые оригинальные грамматические термины. Например, существительное, прилагательное,глагол, местоимение, Союз, наречие, элементарный, рассказчик, составитель, междометие, класс слов, предложение, составное предложение, каратное Слово и т. д. образовали сотни национальных терминов. Также Байтурсынов написал методические книги для учителей «Тіл жәмір», «Баяншы», как практическое пособие. Он-ученый-просветитель, заложивший основы методики преподавания казахского языка. Специальные разделы «испытание», «привыкание», введенные в учебнике Байтурсынова с целью осмысления языковых категорий, не утратили своего значения и для современной методологической науки. Огромный труд Байтурсынова как поэта, переводчика, ученого-корреспондента, литературоведа получил признание в свое время. В 1923 году Байтурсынову исполнилось 50 лет, Оренбург, Ташкент в 1922 г. в городе торжественно названы. Очень высоко оценил заслуги Байтурсынова перед казахским народом. М. Ауэзов в статье об Ахмете «пятидесятилетний юбилей акына«"...До вчерашних дней мы все были на поводке дней. Завещание, образец, рожденный от пера, еще не сошли с ума. В царских временах, в царские времена, в царские времена, в царские времена, в царские времена, в царские времена, в царские времена, в царские времена ... все еще привыкшая колыбель согревает наши глаза, уютно прикасается к нашим ушам». В «Энциклопедии литературы» (Москва), изданной в 1929 г., «выдающийся казахский поэт, журналист и педагог. Он реформатор орфографии казахского языка и основатель теории казахской литературы». После 1988 г. многим улицам, школам Казахстана было присвоено имя Байтурсын. Институт языкознания, Костанайский университет имени Байтурсынова. В 1998 г. в честь 125-летия со дня его рождения в г. Алматы состоялась республиканская научная конференция , были открыты дом-музей и памятник Байтурсынову.
Ровно 86 лет назад, 8 декабря, был расстрелян учитель нации Ахмет Байтурсынов.