Коммунальное государственное учреждение "Жангельдинский комплекс музеев Торгая" Управления культуры акимата Костанайской области
0

 

q

Сегодня 5 марта-День рождения государственного и общественного деятеля, лидера национально-освободительного движения «Алаш» Букейханова Алихана Нурмухаммедовича

Сегодня 5 марта-День рождения государственного и общественного деятеля, лидера национально-освободительного движения «Алаш» Букейханова Алихана Нурмухаммедовича.
Алихан Нурмухаммедович Бокейхан (1866 -1937). Он также был известен в свое время как переводчик, публицист, ученый.
Он родился в 1866 году в селе Кызыларай Токырауынской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области (ныне Актогайский район Карагандинской области). Его отец, Нурмухаммед происходил из потомков Чингиза Бокея, а Бокей был потомком знаменитого султана Кокжала Барака в казахской степи. Бокей-последний официально избранный Хан Среднего жуза. От Бокея-Батыр-Мырзатай-Нурмухаммед-Алихан. Нурмухаммед был уважаемым и очень образованным человеком среди жителей степи. Он потратил все свои финансовые средства на обучение своих детей. Занимался сапожным делом, имел мельницу и скот, среднее состояние. Занимался охотой, содержал Орлов и грациозных борзых.
Мать Алихана, мадам Бегим, была дочерью Мамая, известного героя рода Тобыкты. Она была очень грамотной и бесплатно учила всех детей-сирот в регионе. Был мастером ремесел. Семья Нурмухаммеда была родственницей Кунанбая Хаджи.
Алихан был первенцем из шести детей в семье. Он был энергичным, смелым. Отличался от сверстников умом, умением рассказывать интересные истории, находчивостью и остротой.
Начал обучение в Каркаралинском медресе, затем перешел в четырехклассную начальную русско-казахскую школу города. В 1886-1890 гг. учился в техникуме в Омске где готовили специалистов для Сибирской железной дороги. По совету директора этого училища в 1890 году поступил в Лесной институт в Санкт-Петербурге. Параллельно с Институтом Алихан самостоятельно сдал экзамен в Санкт-Петербургский университет и окончил юридический факультет. В 1894 году получил два диплома лесника-ученого и юриста.
После окончания учебы работал в составе «Тобольской экспедиции», изучавшей хозяйство крестьян-переселенцев Тобольской губернии. В сентябре 1895 года назначен помощником главы Омского лесного хозяйства Акмолинской области. Также работает преподавателем Омской лесной школы.
В 1897 году принимает участие в работе экспедиции Ф. Щербина, изучающей ряд степных уездов Казахстана. В ходе экспедиции он старался максимально увеличить площадь земли своих земляков. Однако впоследствии царским правительством был сокращен объем земель, принадлежащих казахскому народу. Казахская земля стала передаваться крестьянам-переселенцам.
Алихан Бокейхан также работал в экспедиции С. П. Швецова, занимавшегося статистико-экономическими исследованиями животноводства в районе Сибирской железной дороги.
В 1904 году поступил на должность чиновника в управление переселения.
Алихан активно занимался общественно-политической деятельностью. Его взгляды на политику колониального королевского правительства изменились. Он также раскритиковал такие негативные проявления в традиционном казахском обществе, как корыстная, волостная борьба за должность. Предвидел светлое будущее своего народа « " казахская степь... умный и способный по своей природе казахский народ добьется фундаментальных успехов в будущем, на пути цивилизации"»
В 1905 году принял участие в съезде русских земских и городских деятелей в Москве. На Съезде с Верховной трибуны впервые в истории Казахстана выступил с речью, оплакивая отсутствие родного народа. В своем выступлении он поднял вопрос о свободах казахского народа от религии, языка, выборов и т.д.: «Я являюсь представителем Кыргызской (казахской) нации... У нас школы с казахским языком обучения находятся в изгнании... Глава крестьянства (многие бывшие ротмистры) не разрешает рассматривать дело на казахском языке...»
В этом году он вступил в члены кадетской (Конституционно-демократической) партии, участвовал в составлении Каркаралинской петиции. В 1906 году был избран депутатом I Государственной Думы России от имени казахов Семипалатинской области. В 1913 году Ахмет Байтурсынович совместно с Миржакипом Дулатовичем организовал общенациональную газету «Қазақ». Редакция газеты объединилась с передовой, мудрой интеллигенцией казахского народа.
Алихан Бокейхан категорически против потери казахского народа древнего родового поселения. Он открыто разоблачил политику колониального переселения королевского правительства. Смело осудил попытку переселить туземцев в христианство. Стал лидером на пути национально-освободительного движения. Об этом писали представители колониальной власти: «чиновник Управления переселения Бокейхан оказывает огромное влияние на кыргызскую (казахскую) степь».
По словам начальника омского жандармского управления: "он в поле... лидер религиозно-политического движения кыргызов (казахов)... активный организатор всех антиправительственных митингов и обращений, петиций».
Поэтому он подвергся преследованиям со стороны королевского правительства и был сослан. До 1917 года трижды (в 1902, 1906, 1908 годах) был схвачен и заключен в тюрьму, а с 1909 по 1917 год находился в ссылке в Самаре. Еще при советской власти его преследовали, в годы» красного террора " невинно обвиняли и расстреливали. Взят под контроль полиции Российской империи еще с 1897 года.
А. Бокейхан, лидер Национально-освободительного движения казахского народа, глубоко изучил историю нации, чтобы выяснить причины вступления Казахского ханства в подданство Российской империи. Он пришел к выводу, что главная причина, по которой казахи потеряли свою независимость, заключается в том, что они не смогли объединить племена и лица, находящиеся под властью бывших правителей страны, и мобилизовать их против внешней колониальной угрозы. Он писал в 1913 году:»подавляющее большинство правителей бывшей страны потратили свое время и силы на взаимные заговоры, демонстрации силы и насилия, расколы".
Он понимал непродуктивность восстановления ханской власти. Он сказал, что независимость нации может быть достигнута только через активную политическую борьбу. С этой целью перешел в члены кадетской партии. Придерживались мнения, что эволюционным путем развития органов местного самоуправления мы сможем модернизировать казахскую государственность.
Алихан Бокейхан предложил Верховным властям служить в составе кавалерии, подчиненной самостоятельному управлению казахов. Царское правительство выступило против вооружения казахского народа и обучения военному делу. В целях консолидации казахского народа родилась идея Алаша, объединяющая всех казахов и объединяющая нацию. Он был одним из первых казахских демократов, поддержавших европейский путь развития. Большое влияние на формирование его идейно-политических взглядов оказала Великая Французская революция.
Качественное образование и многолетний опыт научно-практической работы оказали благотворное влияние на Алихана Бокейхана в становлении выдающимся ученым-энциклопедистом, на глубокое изучение истории, культуры и экономики Казахстана и приграничных с ним стран. Был также первый абаевед. Он выдающийся ученый, впервые всесторонне изучавший животноводство и растениеводство казахского народа. Большое внимание А. Бокейхан уделял развитию сельского хозяйства казахского народа. Он написал много работ о казахском скоте и породе овец. Его научные труды сегодня не утратили своей ценности и значения. Он вступил в Западно-Сибирское отделение Императорского Русского географического общества. В 1902 году Русское географическое общество внесло свой вклад в открытие своего подразделения в Семее. Публиковал статьи в изданиях» Известия«,» записи «и» Отчеты". Участвовал в работе «новый энциклопедический словарь» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Его первая крупная монографическая научная работа была посвящена истории казахского народа с древнейших времен до наших дней. Эта книга «Россия. Полное географическое описание нашей Родины " в 18 томах многотомного сборника, изданного в Санкт-Петербурге в 1903 году. Вышли историко-этнографические труды «киргизы (казахи)», «материалы по истории Султана Кенесары Касымова», «родовое строение киргизов (казахов) Каркаралинского уезда», «Абай (Ибрагим) Кунанбаев», «о обычаях при благотворительности киргизов (казахов)» и др. А. Бокейхан оставил потомкам богатое научно-публицистическое наследие общим объемом 16 томов.