Коммунальное государственное учреждение "Жангельдинский комплекс музеев Торгая" Управления культуры акимата Костанайской области
0

 

q

25 ноября, День Рождения алашской интеллигенции, поэта, прозаика, публициста, журналиста, педагога, просветителя, историка, государственного и общественного деятеля Миржакипа Дулатова
Миржакип Дулатов– (похоронен 25.11.1885 Г., С. Кызбель Сарыкопской волости Тургайской оязы-5.10.1935, Карельская АССР (Автономная Советская Социалистическая Республика), Беломорский район, ст. Сосновец, в 1996 г. завезен и перезахоронен) – выдающийся казахский поэт, писатель, педагог, общественный деятель. Представитель казахской культуры и литературы начала 1920-х годов. Окончил 2-х классное русско-казахское педагогическое училище в Торгае (в 1902 году). В 1902-1911 годах работал учителем в Торгае, Кызылжаре, в 1911-1918 годах работал в журнале «Айкап», газете «Қазақ», в 1917-1918 годах был одним из основателей партии «Алаш», Алашской автономии, правительства Алашорды, принимал активное участие в создании Казахского государства. В 1920-1928 гг. редактор газеты» Акжол «(г. Ташкент), судебный работник в Семее, преподаватель Оренбургского Казахского института просвещения, политический редактор в издательстве» Қазақ мемлекеттік", помощник ответственного секретаря в газете "Енбекши қазақ".
Миржакип воспитывается братом Аскаром, потерявшим мать в возрасте двух лет и отца в возрасте 12 лет. Аскар уделяет особое внимание обучению и обучению своего брата, следуя пожеланиям отца Дулата Миржакипа, который учился, становился образованным гражданином и рос. Умелые молодые сельчане, родившиеся в деревне, выросшие в деревне, учившиеся в деревне, служившие в деревне и называвшиеся «сельскими учителями», разочарованы, взволнованы, видя тяжелую жизнь, жалкое состояние неравенства. - Я не знаю, - сказал Я. - я не знаю, что это такое. - Я не знаю, - сказал Я. - я не знаю, что это такое, - я не знаю, что это такое, - я не знаю, что это такое, - я не знаю, что это такое, - я не знаю, что это такое. Благодаря самостоятельным попыткам, накоплению знаний, знанию русского языка и знакомству с трудами передовых граждан России, мир переживает бурные дни, которые сотрясают мир.
«Открой глаза, проснись, проснись, отдохни, напрасно помолодел в темноте», - восклицает он, тревожно живя в бескрайних степях и пася скот, призывая их к знаниям, к полезным для страны действиям. Зная, что главное условие обретения свободы всем народом-проснуться от сна тьмы, охваченной мраком, вздрогнуть и избавиться от невежества, он сказал: «Проснись, Казах!"не признавался в лозунге. Поэтому его голос звучал как «комар» из-под ушей Толстого спящего казаха и звучал как голос его духовного брата Ахмета Байтурсынова, который на двенадцать лет старше его, который Мурат, не беспокоя, будил его. Один и тот же Близнец звучал бок о бок, когда два гиганта, казалось, шли бок о бок с трибуны истории, пока их последние вздохи не закончились, и, несмотря на то, что они оба шли по обе стороны, преследовались и арестовывались. Рано проснувшись, рано повзрослевший Миржакип всегда был на переднем крае борьбы. И пламенными словами, и задорным делом, и личным поведением он оказал влияние на молодых людей после него, призывая их беззаботно предаться народному делу. От его публицистических размышлений до его небольших стихов, от Романа «жалкий Жамал» до его небольшой статьи в газетах и журналах, он был посвящен интересам народа.
Он также много думал и трудился по воспитанию молодежи, старался соблюдать полезные обычаи народа, воспитывать любовь к своей стране, земле. О том, что письменность, равносильность педагогическим обязанностям общественной деятельности, свидетельствует и любовь Миржакыпа к народу. Судьба народа легла и в прозаические произведения М. Дулатовича. В 1910 году был опубликован его роман" несчастный Джамал". Это был не только крупный успех на творческом пути писателя, но и значительное художественное произведение во всей казахской литературе. "Жалкий Жамал" был первым романом в казахской литературе, написанным в художественной прозе. Благодаря этому произведению Миржакип открыл путь к романам т. Жомартбаева "Қыз көздік",С. Кобеева "Қыз мал", С. Торайгырова "Камар сулу" и др. Все это было посвящено важнейшей социальной проблеме той же очереди. Написано о быте казахского села. Он рассказал о женской воле, положении в обществе. В этом и заключается суть романа "жалкий Жамал", судьба казахской девушки, попавшей в ловушку старых обычаев. Трагический путь девушки, мечтающей соединиться с любимым и жить счастливой жизнью. Произведение начинается с эпизода, демонстрирующего подлинную жизнь казахской степи того периода. ...Деревня, которая только что переехала на жайлау. Юрты, пришитые к набережной возле Саумалколь. Кобылы, кумыс сапырган жайма-Шуак сельчане. Не сумев собраться вместе, толпа теперь звала друг друга в гости.
Молодые люди, которые пили чайный гриб у дома... Таким образом, в неторопливую деревню приходит известие о приближении Царских Величеств. Начинается Абыр-терпение. За пределами села шьют дом. В речи аулнаи, которая ожидала, что два улуса, поступившие в специальный дом, будут "ляббай, таксыр", чувствуется особая гордость. Описывая эту небольшую картину, Миржакип Дулатович точно передает быт своего времени, психологию людей. В беседах между сельчанами, в действиях, поведении активистов во главе с сельчанами писатель рассказывает о богатом сыре. ...Именно в этот момент в селе появилось радостное известие о том, что женщина родила и родила девочку. Этот ребенок, который родился, был главным героем романа Джамал. Джамал мольда, по натуре искусный, учится по-новому и узнает письмо. Читает много разных Хисс-саг. Некоторые из них будут произноситься наизусть. - Я не знаю, - сказала девушка. Джамалу исполнилось пятнадцать лет. Красота, ум, роскошь втроем пришли друг к другу, и Джамал получил дочь этой страны. - Я не знаю, - сказал он, - я не хочу, чтобы это было так. Так-так не говорил бы юноша, который так шутил. В стране стали появляться языковые юноши, а за рубежом стали распространяться прозвища "в Сарсенбае Бек есть одна поэтесса". По платной цене девушка рассказала джамалду о богатом сыне по имени Байжан Жумане.
Несмотря на возражения матери, Сарсенбай интересуется богатством своего будущего Бога и соглашается на божественность. Но богатому сыну топасу будет хуже. Джамал презирает его. В то же время знакомится с парнем по имени Гали, который учился на одной свадьбе, был культурным, одетым по-новому, вежливым, порядочным. После того, как девушка вышла из дома, Джамал сбегает, держась за руки с Гали. Начинается преследование молодежи. При этом из-под ног Гали заболевает и умирает. Скорбящий Джамал вскоре попадает в Жуман. Видит невидимое унижение. В конце концов, в один бурный день Гали посещает могилу и умирает, плача. В романе разворачивается сюжетная линия-описываемая сельская жизнь, прозрачная любовь Джамала и Гали, погруженная в противоречия в отношениях между представителями различных социальных групп и в понимании отдельных людей, стремление к достижению своих свобод.
В конце концов, это заканчивается трагедией. М. Дулатов не рассматривает эту историю как случайную. Трагедию влюбленных он поднимает до уровня социальной проблемы в казахской степи. Тем самым он предлагает представление о воле казахских девушек, о необходимости молодежи жить по своему усмотрению. Для писателя одной из ключевых проблем была свобода женщины, возможность присоединиться к своему возлюбленному и жить. Он решительно выступает против старого обычая, который подавляет женскую спину. Новизна Миржакыпа Дулатова в изображении Жамала в романе также основывается на его идее. Гали в романе-собирательный образ образованной, культурной молодежи того времени. В каждом поступке Гали, его речи, письмах, которые он пишет, эта черта очевидна. А в произведении Байжан бай, его сын Жуман, а также Отец Жамала Сарсенбай, старшая мать Гвоздика - люди старой психологии. Им дороже богатство, гордость Шена, чем человечность. В целом, роман "жалкий Жамал", своим реалистическим и художественным изображением историко-социальной реальности того времени, ясностью авторской идеи, показал традиционный путь к процветанию казахской прозы, последовавшей за ним.