Женитьба сына всегда волновала родителей. Будущую невесту высматривали раньше, чем сын достигнет совершеннолетия. Искали подходящую семью хороших, знатных, уважаемых людей. Если узнавали, что в роду девушки были больные из-за плохой наследственности, то ее не сватали. К людям достойным, на их взгляд, специально ездили поговорить о будущем своих детей, выражая желание стать сватами.
Существуют различные виды «қыз айттыру» – сговора сватов. Если дети (мальчик, девочка) маленькие или даже еще не родились, а семьи договариваются в будущем стать сватами, значит, они очень хорошо знают друг друга, давно дружат. До рождения малышей, если, конечно, позже у одних будет мальчик, а у других – девочка, родители договариваются стать сватами. Вышеназванное сватанье называется «бел құда» (до рождения детей). А если сватают детей с колыбели – «бесік құда» («бесік» – колыбель). Иногда человек, женивший сына на дочери свата, сам потом выдает свою дочь за сына своего свата; его так и называют: «қарсы құда» – «встречный сват». Людей, продолживших свое сватовство, то есть ставших дважды сватами, называют «сүйек жаңғырту» – обновившими родство. Женитьба взрослых детей осуществляется после обряда «құда түсу» (сватовства). Родственные отношения у казахов учитывались в основном до седьмого колена. Об этом свидетельствует древний обычай, запрещающий браки между мужчинами и женщинами своего рода. По правилам бракосочетания, женщина не должна быть старше мужчины больше, чем на 8 лет, а мужчина – старше женщины больше, чем на 25 лет. На неравный брак разрешение не дается. Обычай «қыз айттыру» служит своеобразной основой новой крепкой и примерной семьи.
Быт и культура казахского народа Сейіт Кенжеахметұлы
