Коммунальное государственное учреждение "Жангельдинский комплекс музеев Торгая" Управления культуры акимата Костанайской области
0

 

q

БАЙТУРСЫНУЛЫ АХМЕТ

БАЙТУРСЫНУЛЫ АХМЕТ - (5 сентября 1872, село Сарытубек Жангельдинского района, ныне Костанайская область - 8 декабря 1937, город Алматы) - казахский поэт, литературовед, тюрколог, публицист, педагог, переводчик, общественный деятель, государственный деятель, Казахский ученый-лингвист, основоположник литературоведения, реформатор национальной письменности, просветитель, член правительства Алаш-Орды. Когда у деда Шошака родился внук Ахмет, его благословили старейшины села. Младший брат отца [Ергазы] отдает Ахмета в 2-классную русско-казахскую школу в Торгае. Он был построен в 1891 году. После окончания поступил в 4-летнюю школу в Оренбурге.1895-1909. Работает учителем в русско-казахских школах Актюбинского, Костанайского и Каркаралинского районов, заведующим Каркаралинской городской школы. Байтурсынов начал свою политическую карьеру в 1905 году.  1905 г. Он был одним из авторов Каркаралинской петиции (челобитной-пожелания), написанной на Кояндинской ярмарке и подписанной 14,5 тысячами человек. В ходатайстве Каркаралы рассмотрены вопросы внесения изменений в дела местного самоуправления, судов, народного образования в соответствии с интересами казахского государства, свободы совести, свободы вероисповедания, разрешения на издание газет без цензуры и открытия типографии, замена устаревшего правила в интересах страны. Прозвучало требование прекратить переселение русских крестьян в казахскую степь. В 1909 году с этого периода Байтурсынулы был взят под контроль жандармерии. 1 июля он был арестован по приказу губернатора Тройницкого и заключен в Семипалатинскую тюрьму. Особый совет МВД России в 1910 году. 19 февраля было принято решение о переводе Байтурсынова за пределы области Казахстана. По этому решению Байтурсынулы приехал в Оренбург 9 марта 1910 года и прожил там до конца 1917 года. Он в этом городе в 1913-1918 гг. вместе со своими самыми близкими и проверенными друзьями А. Бокейхановым и М. Дулатовым он издавал первую общенациональную газету «Казах». Жизнь и деятельность Байтурсынова в Оренбурге находились под строгим жандармским контролем российского правительства. Он попал в тюрьму из-за беспочвенной клеветы, прикрытой «казахом». Байтурсынулы входил в состав небольшой группы, готовившей программу партии «Алаш». II Всеказахский съезд, утвердивший состав Алашской Орды, создал Учебную комиссию и назначил Байтурсынова ее председателем. 1919 г. До марта он был членом Торгайского районного отдела Алашординского правительства. Байтурсынулы 1919 г. в марте по поручению Алашордского правительства выехал в Москву для переговоров с Советским правительством, в июле с.г. Совнаркомом РКФСР и Казахским воен. был назначен заместителем председателя Под влиянием Байтурсынова советское правительство в апреле помиловало руководителей и членов Алашорды. Байтурсынулы придерживался мнения, что «лучше умереть на пороге социалистов, чем сесть на трон королей» (архив НКК КР, дело 78754, т. 6, л. д. 44). 1920 г. Направил письмо В.И.Ленину с резкой критикой первого шага правительства в управлении Казахстаном. В составе Казревкома принимал активное участие в формировании границы между Казахстаном и Россией. 1919 г. Всероссийского ОАК. 27 августа Б написал политический протест против решения о присоединении района к Челябинской области, что стало основанием для возвращения Костанайского района в состав Казахстана. Входил в состав правительства Казахской ССР, созданного в августе 1920 г., а в 1920-1921 гг. Работал уполномоченным народного просвещения Казахской ССР. 1922 г. Учебный центр при Областном наркомате, 1922–1925 гг. Работал председателем Научно-литературной комиссии Наркомата народного просвещения, Общества изучения Казахского края. 1921–1925 гг. В Оринборе, 1926–1928 гг. Преподавал предметы казахского языка и литературы, истории культуры в Казахских институтах народного образования в Ташкенте. 1928 г. Казахский государственный педагог в Алматы. В связи с открытием института переведен на должность профессора. 1929 г. 2 июня вместе с 43 участниками движения «Алаш» он был арестован в Алматы и до конца текущего года отправлен в Бутырскую тюрьму в Москве для следствия. 1930 г. «тройки» ОГПУ при СНК СССР. По решению от 4 апреля Байтурсынулы приговорен к смертной казни. Это решение менялось несколько раз: в 1931 г. переведен в концлагерь на 10 лет в январе 1932 г. в ноябре было принято решение о ссылке в Архангельск на 3 года. 1926 г. Член президиума «Первого тюркологического фонда» в Баку - А. Байтурсынулы. 1933 г. в связи с ухудшением здоровья ему разрешено провести остаток срока с семьей (женой и дочерью) в ссылке в Западной Сибири. 1934 г. С помощью жены М. Горького Е. П. Пешковой Байтурсынулы и его семья были досрочно освобождены и вернулись в Алматы.1937 год. Его снова арестовали 8 августа и расстреляли через два месяца, 8 декабря. Первая книга Байтурсынова «Сорок примеров» вышла в 1909 году. опубликовано. В этом произведении он загадочно и намекал на насилие русских колонизаторов, состояние страны.Стихи поэта, вышитые гражданскими мечтами, целями и мыслями, были изданы отдельной книгой под названием «Маса» (1911). Байтурсынулы перевел на казахский язык стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. Вольтера, С. Я. Надсона. Заботясь о дальнейшей судьбе страны, поэт своей многогранной работой и мудрой политикой стал духовным лидером казахской молодежи. Он понимал индивидуальность стихов Абая, «мало слов, много смысла, глубину», критику. Научные выводы Байтурсынова о поэтических способностях Абая и его отношении к поэзии получили свое продолжение в казахском литературоведении. Его исследование «Литературный экспонент» (1926 г.) является первой фундаментальной научно-теоретической работой на казахском языке. Он сгруппировал и классифицировал все жанровые формы казахской литературы. Например, искусство слова, произведения, устная литература, труд и т. д. самые выразительные, глубокие по содержанию и смыслу произведения казахской литературы он использовал как образцы для научно-теоретической работы. Используя лучшие образцы мировой науки, написанные об искусстве речи, он создал отечественные модели понятий, терминов, категорий в литературоведении. Например, аллюзия, аналогия, замена, олицетворение, преувеличение, замена, сравнение, ускорение, заикание и т. д. Природа поэтического таланта в работе «Литературный экспонент». психология, элемент вдохновения получил научное заключение. Проведите всестороннее изучение стихотворения, найдите строфы, предложения, строфы, строфы, строфы и т. определил понятия. Байтурсынулы сгруппировал этапы развития казахской литературы на научной основе. «Литературный экспозитор» — научное исследование, всесторонне раскрывающее, анализирующее и объясняющее многогранность литературы. Байтурсынулы заложил основы науки казахского литературоведения с «Литературным экспонентом». Он также является ученым-исследователем, который собрал наследие истории литературы и образцы устной литературы. Он издал поэму «Ер Саин» (1923) и сборник «23 плача» (1926), охватывающий четырехсотлетнюю казахскую историю. А., который с большим сочувствием относился к народному наследию. Байтурсынулы говорил, что «если народный язык не брать за основу литературного языка, то он сбивается с пути». Газета «Казах», организованная Байтурсынулы и являвшаяся главным редактором, вызвала большое движение в общественном мнении и потрясение в духовном сознании. Газета «Казах» стала великим явлением, освежившим дух народа. Он реформатор, создавший национальный алфавит и предложивший новую модель в истории казахской науки. Алфавит Байтурсынулы был создан на основе арабской графики, адаптированной к характеру казахского языка. На первом съезде казахских просветителей (Орынбор, 1924 г.) и на учредительном (Баку, 1926 г.) выступил с научным докладом, в котором обосновал необходимость и ценность алфавита арабской графикой с исчерпывающими выводами. «Учебник» Байтурсынова (1912 г.) — одна из первых азбук, написанных на казахском языке. Этот алфавит был разработан с точки зрения новых методов обучения, и в 1925 г. переиздавалась несколько раз. «Учебник» до сих пор считается важным учебником с точки зрения современной методологии. Байтурсынулы позаботился о сохранении чистоты казахского языка. В своей автобиографии (1929 г.): «…Приехав в Орынбор, я прежде всего стал изучать звуковой строй и грамматический строй казахского языка; после этого я работал над упрощением казахского алфавита и орфографии, в-третьих, пытался избавить казахскую письменность от ненужных слов из иностранных языков, очистить ее синтаксическую структуру от иноязычного влияния других языков; «В-четвертых, я занимался образованием научных терминов, чтобы избавить казахскую прозу от искусственного литературного характера и приспособить ее к практике народной речи». Б. Для удовлетворения потребностей казахских школ им были написаны первые учебники по казахскому языку как предмету. Его учебник из трех частей «Язык как инструмент» был опубликован в 1915 г., в 1915 г., в 1914 г. по морфологии и в 1916 г. по синтаксису. был опубликован из «Язык — инструмент» — первый учебник казахского языка. Учебник стал основой современных учебников казахского языка. Он первородный грамматик. сформировал условия. Например, существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, единственное число, наречия, предлоги, предлоги, предлоги, словосочетания, предложения, сложные предложения, наречия и т. д. создали сотни национальных терминов. Байтурсынулы написал также «Языковые заметки» как практическое пособие и «Баянши» методические пособия для учителей. Ученый-педагог, заложивший основы методики преподавания казахского языка. Специальные разделы «тестирование» и «умение», введенные в учебнике Байтурсынулы с целью понимания языковых категорий, не утратили своего значения и для современной методологической науки. Большой труд Байтурсынова как поэта, переводчика, ученого-публициста, литературоведа был высоко оценен в свое время. 50-летие Байтурсынова в 1923 г. Орынбор, Ташкент 1922 г. были торжественно названы в их городах. Вклад Байтурсынова в казахский народ был высоко оценен. Ауэзов писал об Ахмете в статье «50-летие Акана»: «…До вчерашнего дня мы все им руководили. Его воля и пример, рожденные из-под его пера, до сих пор не забыты. «Лозунг правительства против насилия царского времени, мнение, которое он вложил в наши умы... еще тепл для наших глаз и приятен для нашего слуха, как колыбель, к которой мы привыкли», — писал он. 1929 г. Байтурсынулы назван «выдающимся казахским поэтом, журналистом и педагогом» в «Литературной энциклопедии» (Москва). «Он является реформатором правописания казахского языка и основоположником теории казахской литературы» была дана научно справедливая оценка. 1988 г. впоследствии именем Байтурсына были названы многие улицы и школы в Казахстане. Имени Байтурсынова присвоено Институту языкознания Костанайского университета. 1998 г. торжественно отмечено 125-летие со дня его рождения, в Алматы проведена республиканская научная конференция, открыты дом-музей и памятник Байтурсынову.